Праведный своею верою жив будет

…Кругом упадок и мерзость запустения. Любимая страна лежит в руинах, окруженная жестоким, коварным врагом. Преступность и насилие выплеснулись на улицу. Кажется, что жестокосердие и разврат преследуют человека на каждом шагу. Такие веские в прошлом слова, как “справедливость” и “правосудие”, стали, по сути, пустым звуком. Путь нечестивых кажется благоуспешным…

Это была Иудея, которую знал древнееврейский пророк Аввакум. В минуту особой скорби за Родину и за народ свой с его уст сорвалась страстная молитва: “Доколе, Господи, я буду взывать — и Ты не слышишь? Буду вопиять к Тебе о насилии — и Ты не спасаешь?” (ВЗ, кн. пророка Аввакума, 1:2).

Праведному Аввакуму довелось жить и служить Господу в то тяжкое время, когда последний оплот государственности народа Божия, так называемое Южное царство, оказалось на грани банкротства. Банкротства политического, экономического и, что самое страшное, банкротства духовно-нравственного. Ранее Господь отдал в руки врагов-ассирийцев северную часть когда-то единого еврейского царства. Однако южная половина — Иудея со столицей в святом граде Иерусалиме — сохранила независимость. Неужели теперь падет и Южное царство? Неужели народ Божий окажется в руках жестокого врага, в руках безбожников?

Храм Божий все еще возносился над непокоренным Иерусалимом. Там, как и прежде, шли богослужения, совершались церемониальные жертвоприношения за грехи народа Божия. Внешне жители Южного царства, как и раньше, чтили Закон Божий. Но на поверку все было не так благочинно — искренняя, богоугодная вера стала редкостью. Нечестивые укоренились на Святой земле, выросли и стали приносить свой омерзительный “плод”. Южное царство преисполнилось злодеяниями, междоусобной враждой и нечестием. Сменявшие друг друга иудейские цари делали “неугодное в очах Господних во всем” (ВЗ, 4-я кн. Царств, 23:37), а простой народ, не задумываясь, следовал примеру своих духовно слепых вождей.

Душевная мука праведника была столь велика, что он буквально кричал свою молитву Господу: “Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет…” (ВЗ, кн. пр. Аввакума, 1:3-4). Пророк не мог уразуметь, почему Всеведущий, Всемогущий Бог пребывает в бездействии при виде человеческого греха и нечестия.

Но Господь не бездействовал. Он прекрасно ведал о том, что творилось в Южном царстве. Да, вскоре тяжкая расплата должна была пасть на головы нечестивых из Его народа. Господь поднимал халдеев, “народ жестокий и необузданный, который ходит по широтам земли, чтобы завладеть не принадлежащими ему селениями” (ВЗ, кн. пр. Аввакума, 1:6). По Божьему замыслу, халдеям предстояло захватить Южное царство, разорить Иерусалим, разрушить храм.

Услышав о суровых планах Всевышнего, Аввакум впал в еще большую печаль. Почему для наказания народа Своего Бог избрал халдеев? Да, нравы в Иудее действительно царили дикие, но ведь халдеи были намного хуже! Как мог святой Бог использовать халдейских язычников для наказания Своего избранного народа? И вот обращаясь к Господу, Аввакум вопрошает: “Для чего же Ты смотришь на злодеев и безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его, и оставляешь людей, как рыбу в море, как пресмыкающихся, у которых нет властителя?” (ВЗ, кн. пр. Аввакума, 1:13).

Какой трудный, какой мучительный вопрос! Наверняка, каждый из нас хотя бы раз в жизни задавался подобным вопросом. Почему Бог безмолвствует, когда нечестивец буквально пожирает более праведного? Почему Бог молчит, когда от рук безбожников страдают вполне порядочные люди? И в лихую годину это “молчание” для нас особенно мучительно.

Оглушенный пронзительным молчанием Божиим, Аввакум жаждет услышать ответ свыше на нестерпимо жгучий вопрос: “Где Ты, Бог?” В Своем откровении владычествующий Господь приоткрыл перед пророком Аввакумом Свою святую волю. Да, Он действительно восхотел использовать халдеев, чтобы наказать народ Свой. Близился 605-й год до Рождества Христова — роковой год нападения войск царя вавилонского Навуходоносора на Южное царство. Близилась тяжкая година испытаний для всего народа Божия…

Пророк взбирается на башню иерусалимской стены и здесь слышит глас Божий: “Запиши видение и начертай ясно на скрижалях, чтобы читающий легко мог прочитать” (ВЗ, кн. пр. Аввакума, 2:2). И вот Бог возвещает: “ДУША НАДМЕННАЯ НЕ УСПОКОИТСЯ, А ПРАВЕДНЫЙ СВОЕЮ ВЕРОЮ ЖИВ БУДЕТ” (ВЗ, кн. пр. Аввакума, 2:4). В конце концов, надменные халдеи, преклоняющиеся перед идолом своей военной мощи, будут жестоко наказаны. Настанет время, и народ этот почти полностью исчезнет с лица земли. А люди праведные, всем сердцем уповающие на Господа, верующие в Него, — они выживут!

Да, пути Господни неисповедимы, у Бога всему свое время. Но что бы ни случилось, народ Божий должен пребывать в терпении и уповании. В любой жизненной ситуации мы можем и должны всем сердцем полагаться на всемогущего Господа, на Его милосердие, превосходящее человеческое разумение.

Минуло шесть веков после служения пророка Аввакума. Как это случалось и прежде, несправедливость и нечестие расцвели пышным цветом на Святой земле. Храм Божий вновь оказался под угрозой разрушения. Только на этот раз храмом было тело Иисуса Христа — тело Бога во плоти. Люди насмехались над Господом, распятым на Голгофском кресте, и вновь спрашивали: “Где же Бог?” Бог, конечно же, видел творимое людьми зло, но молчал. И когда безгрешный Христос был казнен, казалось, зло в очередной раз одержало победу, свою величайшую победу.

Но нет! На третий день Отец Небесный воскресил Своего Сына, всецело уповавшего на Отца. Через воскресение Христово Бог сотворил чудо спасения нашего. Бог явил всему миру, что Он воистину есть любовь, что Он всегда рядом, что окончательная победа принадлежит добру, а не злу.

Ветхозаветный пророк Аввакум умер приблизительно за шесть столетий до Христа. Ему не довелось узреть тот день, когда Божья любовь и милость были явлены человечеству во всей своей неизреченной полноте. Но ходивший в тесном общении с Господом в тот исторический момент времени Аввакум знал, что для его соотечественников, для него лично наступают дни тяжких испытаний. Будет долгая оккупация, будет этническая чистка, будут бесчисленные страдания, голод и смерть. Но он ведал и о том, что Господь не оставит народ Свой и в конце концов дарует ему Свое избавление. Вот почему пророк после услышанного от Господа — “праведный своею верою жив будет” — писал накануне страшной войны: “…а я должен быть спокоен в день бедствия, когда придет на народ мой грабитель его. Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, — но я и тогда буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. Господь Бог — сила моя…” (ВЗ, кн. пр. Аввакума, 3:16-19).