• 36

The-Bible-walk

ПОЯВЛЕНИЕ ПРОТЕСТАНТСКОГО ДВИЖЕНИЯ. РЕФОРМАЦИЯ

“Разложение достигло такой степени, что души, порученные заботе духовенства, терпят большой урон. Большинство священнослужителей живут в открытом сожительстве, а когда наше правосудие вмешивается, чтобы наказать их, они возмущаются и устраивают публичный скандал, относясь к нашему правосудию с таким пренебрежением, что даже самолично вооружаются против него” (Королева Изабелла Кастильская, 20.11.1500 г.)

К концу XV века стало ясно, что церковь нуждается в глубоких реформах. Было хорошо известно об упадке и коррупции папства. С помощью войн, интриг, подкупов и разного рода недостойных дел эти папы пытались восстановить и даже превзойти славу Древнего Рима.

Нравственное разложение оказывало влияние и на простых священников и монахов. Хотя безбрачие духовенства было законом церкви, многие открыто не соблюдали его » епископы и местные священники даже хвалились своими незаконнорожденными детьми. Прежняя монашеская дисциплина все больше ослабевала, а обители и монастыри превращались в центры веселой жизни.

Но в реформировании нуждалась не только нравственная сторона жизни церкви. Наиболее трезвомыслящие христиане приходили к убеждению, что искажено само учение церкви. Все больше распространялась мысль о необходимости вернуться к истокам христианской веры с соответствующим обновлением учения и повседневной жизни церкви. Люди начали задумываться о том, а во что же они верят. Основной причиной реформации стало окончательное, многовековое отдаление деятельности церкви от того, что написано в Библии.

Джон Уиклеф (англичанин) и Ян Гус (чех) призвали христиан следовать Библии. Они хотели дать Библию в руки каждому человеку. Тем более, что скорое изобретение книгопечатания сделало это реальностью.

За свои смелые реформаторские взгляды Ян Гус был арестован. 5 июня 1415 года в цепях он был представлен для суда на священническом соборе. Спустя время его сожгли на костре за ересь.

Уиклеф, Гус и их сподвижники просто хотели изменить Католическую церковь, но не начать новую Церковь. “Единственная власть, которая должна быть в церкви, » власть Библии”, — говорили реформаторы.

В это время на арену реформации выходит Мартин Лютер, немецкий католический священник. В детстве Лютер столкнулся с очень строгим отношением со стороны своего отца. Ему было сложно представить Бога прощающим, добрым и милостивым. Он очень боялся Бога, веря, что Бог жестокий и не терпеливый ко грехам людей, готовый сразу их наказать.

В 1512 году Лютера попросили вести библейскую школу по книге “Послание к Римлянам”. Он читал: “Благая весть — это добрая весть, в ней сила Бога”. Но тут-то и возникли проблемы, потому что он не верил в то, что Благая весть — добрая весть.

Однако 17-й стих I главы поразил его: “Праведные будут жить верой”. Он начинает понимать, что не правила католической церкви, не наши дела, а вера имеет значение. С этим знаменем он начал реформацию, которая была названа протестантской, потому что это был протест против практики Католической церкви. 31 октября 1517 года он прибил к двери католического храма 95 тезисов со своими утверждениями веры. Лютер не хотел менять уклад церкви или устранять папу. Фактически он продолжил то, что начал раньше него Ян Гус.

Еще одним реформатором стал Ульрих Цвингли. Он тоже говорил, что именно Библия должна лежать в основании учения и деятельности Церкви.

В 1519 году, став проповедником в кафедральном соборе, он первым делом удалил все изображения и статуи, избавился от всех специальных одежд священников. Т. е. он предложил подражать первоапостольской церкви.

Джон Кальвин создал много трудов по теологии и богословию. Его учение представляло собой что-то среднее между взглядами Лютера и Цвингли. От Кальвина пришла еще одна традиция: если ты спасен, значит, ты спасен навсегда. Бог избрал тебя, и спасения нельзя потерять. Хотя Библия говорит иначе.

Реформация шла по-разному, хотя реформаторы и говорили похожие вещи. Один из людей, который работал с Цвингли, спросил: “Зачем мы крестим детей, если Библия не говорит об этом?” В январе 1525 года впервые взрослый человек был крещен в воде второй раз. Эти люди впоследствии стали называть себя анобаптистами, “ано” по-гречески значит “снова”. Затем все люди в Европе были крещены, как католики. Не было никакого исключения. Французы, немцы, итальянцы » все католики. А спустя время анобаптисты стали противостоять власти. “Мы не можем быть церковью правительства. Церковь должна быть отделена”, — говорили они. И еще: “Хочешь быть учеником, оставь все, следуй за Христом, и ты должен быть крещен!” Первые повторные крещения сопровождались выливанием воды на головы. Потом через несколько лет стали крестить полным погружением, благодаря более подробному изучению Писания. Но последователи Лютера и Кальвина начали убивать анобаптистов. Это выглядело очень дико — одни протестанты убивали других.

К XVIII веку появилось огромное количество протестантских движений: методисты, пресвитериане, баптисты. Некоторые из этих групп содержали много разных вариантов церквей внутри себя. Однако на самом деле Реформация не разобралась с сутью проблемы, потому что вся идея ее была в том, чтобы всего лишь преобразовать что-то, в данном случае — Католическую церковь. К 1700-му году протестантизм разделился почти на 150 отличающихся групп.

В начале XVIII века некоторые служители в Америке говорили, что нам нужна реставрация. Александр Кэмбл и Бартон Стоун независимо друг от друга стали говорить о том, что нужно быть просто христианами, просто следовать Библии. Так в Америке началось движение Реставрации. Люди начали приходить из разных движений, чтобы просто следовать Писанию и быть учениками. Они крестили только взрослых людей, погружая их в воду. Они верили, что это тот момент, когда человек обретает спасение для вечной жизни благодаря своей вере в Христа и крещению в воде.

Джеймс О`Келли, который начал проповедовать в 1775 году как светский проповедник в Епископальной церкви, ходатайствовал, чтобы Библия была признана единственным правилом веры и практики, и чтобы для людей было достаточно называться просто “христиане”.

Абнер Джонс, доктор-баптист в Вермонте, выступал с убеждением, что нужно отказаться от названий разных групп и вероисповеданий. Илайя Смит, баптистский проповедник, присоединил свои усилия, и они начали основывать “христианские церкви” по всей Новой Англии…

Церковь первого столетия дошла до наших дней, дошло и учение Апостолов, на котором была основана церковь и продолжала существовать на протяжении веков.

ПРОТЕСТАНТИЗМ (от лат. Protestans — публично доказывающий) стал одним из основных направлений в христианстве, отколовшись от католицизма в ходе Реформации 16 века. Он объединяет множество самостоятельных течений, церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты, пятидесятники, евангелисты и др.)

Да, современное христианство во многом отличается от многовековой истории церкви. И сегодня протестантские церкви имеют отличия от привычной православной и католической церквей в некоторых вопросах. Но цель и у православных, и у католиков, и у протестантов одна » проповедовать Евангелие и приводить людей к Спасению. И протестанты, основывая свое служение непосредственно на Библии, справляются с ней в последнее время все лучше.