5

Человек

«Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим; напротив некто негде засвидетельствовал, говоря: что значит человек, что Ты помнишь его? Или сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих, все покорил под ноги его» (НЗ, послание к Евреям, 2:5-8)

Из всего созданного Богом человек является наивысшим и самым сложным творением. Однако из-за гордыни люди часто забывают, что Бог является их Создателем, что они – созданные существа и поэтому зависят от Бога. Эта статья рассматривает библейский взгляд на человека.

ЧЕЛОВЕК В ОБРАЗЕ БОЖЬЕМ

Писание ясно говорит о том, что люди по решению Бога были созданы по Его образу и подобию: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (ВЗ, Бытие, 1:26-27). Т.к. они были созданы по подобию Божьему, они были способны общаться и дружить с Ним, а также отражать Его любовь, славу и святость.

В Писании мы видим, по меньшей мере, три аспекта образа Божьего в человеке.

— Адам и Ева были нравственно похожи на Бога в том, что они были праведны и святы, их сердца были способны любить, и они хотели делать то, что было правильным.

— Они были интеллектуально похожи на Бога, так как были созданы с духом, разумом, эмоциями и свободой выбора: «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему» (ВЗ, Бытие, 2:19-20); «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (ВЗ, Бытие, 3:6-).

— В некотором смысле люди были физически похожи на Бога. Он дал им образ, в котором Он Сам должен был являться во времена Ветхого Завета: «И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него» (ВЗ, Бытие, 18:1-2). Этот образ, который должен был принять Его Сын Иисус Христос придя на землю: «Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (НЗ, евангелие от Луки, 1:35); «Он (Иисус), будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (НЗ, послание к Филиппийцам, 2:7).

Когда Адам и Ева согрешили, образ Божий в них был серьезно разрушен, однако он не был полностью уничтожен. Их нравственное подобие Богу было разрушено, они не были больше совершенными и святыми, и теперь они имели склонность к греху, которую передали своим детям: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (НЗ, послание к Римлянам, 5:12). Новый Завет подтверждает разрушение образа Божьего, когда говорит о том, что спасенные верующие должны быть обновлены и возвращены к изначальному нравственному подобию Бога: «Но вы не так познали Христа; потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, — так как истина во Иисусе, — отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (НЗ, послание к Ефесянам, 4:20-24).

В то самое время грешные люди все еще сохраняют некоторые элементы интеллектуального подобия Богу, имея способность общаться и дружить с Ним: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род» (НЗ, Деяния, 17:26-28). Этот элемент образа Божьего был также запятнан, однако не полностью уничтожен, когда Адам и Ева согрешили в Эдемском саду.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЧЕЛОВЕКА

Библия открывает, что человек, созданный по образу Божьему, — триедин и состоит из духа, души и тела: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (НЗ, 1-е Фессалоникийцам, 5:23). Бог создал Адама из праха земного (тело) и вдохнул в его ноздри дыхание жизни (дух), и тот стал «душою живою» — написано в книге Бытие (2:7). Бог предначертал, что вкушая от древа жизни и повинуясь Его заповедям не есть плодов от дерева познания добра и зла, люди будут жить вечно и никогда не умрут. Только после того, как смерть в результате человеческого греха вошла в мир, мы читаем о разделении тела, которое уходит в прах земли, и духа, который возвращается к Богу: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» (ВЗ, Екклесиаст, 12:7). Другими словами, отделение тела от души и духа – это результат Божьего проклятия человечества за его грех, и оно окончательно исчезнет только при воскресении тела в последний день.

Душу (евр. нефеш; греч. псухе) можно определить как нематериальные аспекты разума, чувств и воли, являющиеся результатом единения духа и тела. душа вместе с человеческим духом продолжает жить после физической смерти человека. Душа настолько близко связана с внутренним образом человека, что ее иногда используют как синоним слова «личность».

Тело (евр. базар; греч. сома), также иногда называемое «плотью», можно определить как материальную составляющую человека, которая после смерти возвращается в прах.

Дух (евр. руах; греч. пнеума) кратко можно определить как нематериальную составляющую человека, которая содержит наши духовные способности и нашу совесть. Посредством именно своего духа мы контактируем с Духом Божьим.

Из этих трех составляющих «целого» человека только дух и душа неразрушимы и бессмертны, и они живут на небесах («И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели» НЗ, Откровение, 6:9) или в аду («…Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» ВЗ, Псалом, 15:10) после физической смерти человека.

ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Бог создал людей по своему образу так, чтобы в течении вечности Он мог развивать построенные на любви личные взаимоотношения с ними и они таким образом прославляли бы Его как своего Господа. Бог так хотел, чтобы люди любили Его, прославляли и жили в праведности и святости перед Ним, что когда сатана преуспел в искушении Адама и Евы возмутиться против Бога и не послушаться Его, Господь пообещал послать Спасителя миру.

Волей Божьей изначально было, чтобы люди любили Его больше всего на свете, а своих ближних, как самих себя. Эта двойная заповедь любви обобщает весь закон и в Новом и в Ветхом Заветах. В Ветхом Завете Бог говорит: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими» (Второзаконие, 6:4-5); «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь» (Левит, 19:8). В Новом Завете написано: «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Евангелие от Матфея, 22:37-40).

Бог также установил еще в Эдемском саду институт брака: «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотью. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (ВЗ, Бытие, 2:21-24). Бог определил, чтобы брак был моногамным, чтобы отношения между мужем и женой продолжались всю жизнь: «…что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так» (НЗ, евангелие от Матфея, 19: 6-8). В контексте брака Бог заповедал людям «плодиться и размножаться, и наполнять землю». По замыслу Божьему мужчина и женщина должны были в контексте семьи воспитывать благочестивое потомство. Бог считает праведную семью и воспитание детей в рамках здоровых семейных отношений наивысшим приоритетом с мире.

Бог также обязал Адама и всех его потомков «обладать» землей и «владычествовать над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (ВЗ, Бытие, 1:28). Уже в Эдемском саду на Адама была возложены ответственность дать имена животным, а также возделывать и хранить сад.

Обратите внимание на то, что когда Адам и Ева согрешили, съев запретный плод, часть их власти над миром перешли к сатане, который по сегодняшний день контролирует нынешний нечестивый мир: «Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле» (НЗ, 1-е послание Иоанна, 5:19). Однако Он все же ожидает, что верующие исполнят Его божественную задачу, хорошо заботясь о Его сотворенном мире, посвящая Ему все земное и управляя Его творением прославляющим великого Творца.

Из-за присутствия в мире греха Бог послал Своего Сына Иисуса спасти мир. Бог возложил на Свой народ великую задачу – нести послание о Его спасающей любви, а также призвал верующих свидетельствовать о Христе и Его спасении до самых концов земли и быть ее светом и солью. «Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (НЗ, евангелие от Матфея, 5:13-16).